Тел: +7-915-3735153
 


 
Изучаем язык
через культуру

Московский Государственный Университет имени М.В.ЛомоносоваПосмотреть фильм об МГУ >>>

Иностранный язык – это не только набор слов и выражений, способных помочь осуществить простейшую коммуникацию – это целый мир, сотканный из истории, культуры и традиций страны, где общаются на этом языке.

Факультет иностранных языков и регионоведения

У нас на сайте:

<<< Вернуться

Православие

Православие в России: историко-культурный аспект

- Православие – оно и формирует русский характер. Т.е. до православия были славяне, а собственно, русские появились уже, как часть православной церкви. И даже период советский, период гонений – он связан с православной духовностью, потому что нравственная сторона жизни советского человека, она все-таки основывалась на заповедях, которые пришли из православного христианства. Это очень глубоко укоренено, можно сказать, на генетическом уровне в  каждом русском человеке -  православие.

Православие является основной религией на русской земле вот уже более тысячи лет. Большую часть этого времени оно было и официальной государственной религией страны. Безусловно, в таком многонациональном государстве как Россия, в котором с древнейших времен бок о бок живут различные народы, представлены все основные религии. Важно было не просто мирное сосуществование различных религий, но и то, что соседствуя друг с другом, они взаимно обогащали друг друга и оказывали взаимное влияние. Однако именно православие имеет определяющее значение для понимания особенностей развития русского государства.

- Если представить исторический аспект, то 1000 лет православие уже на этой земле.  И 1000 лет оно формировало русский характер, основываясь на Евангелие, потому что Русь приняла от Византии христианскую веру. В 988 году состоялось крещение киевлян и с того времени, православная церковь являет собой некий формирующий стержень российской государственности и, в том числе, русской души. Если взять формальную сторону, то уже в позднее время законы российской империи, по сути дела, это были канонические правила православной церкви, т.е. те нравственные аспекты, которые были заложены в евангелие и, которые нашли отражение в канонических правилах, записанные святыми отцами, они перешли в законодательство российской империи. На протяжении всего этого периода христианство имело глобальное значение в формировании русской души, русского характера. Даже в советское время, даже законодательство советского союза, зная того или не зная, но основатели советского государства, они не изгладили тех нравственных моментов, которые были заложены как христианские, хотя уже не назывались христианскими.

«Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер. В России влияние духовенства столь же благотворно, сколь пагубно в землях римско-католических» - писал А.С. Пушкин. Можно определенно назвать несколько сфер, где это влияние особенно заметно: образование и распространение культуры, в течение многих веков церковь занимала здесь лидирующие позиции, осуществление своеобразного морально-нравственного контроля на местах, что в масштабах огромной страны имело важное значение, поддержка государственного начала, а значит и порядка. Благодаря вере и ее земному представительству в лице церкви человек чувствовал себя защищенным и не одиноким в сибирской тайге и в трущобах Петербурга, в убогой лачуге и в пышном дворце, на поле брани и на замерзшем тракте.

Русская летопись сохранила прекрасную легенду о том, как была крещена Русь. Понятно, что выбор веры определили различные факторы, в том числе экономические, политические, международные. Но автор летописи, монах, человек верующий, пишет о том, как правивший в то время князь Владимир выбирал для Руси религию на основании каких-то очень важных принципов. Якобы пришли к нему представители разных религий и стали уговаривать принять их веру.

Выбор веры Владимир решил сделать демократическим путем, созвав бояр. Те решили, что надо сначала самим посмотреть, а потом уже и решать. И пошли они по разным краям, а потом собрались вновь и рассказали, что видели в других землях. В мусульманстве боярам не понравилось отсутствие в их службе веселья и доброты. В католической церкви не хватало красоты. А больше всего поразила греческая служба. Вот что сказали бояре князю Владимиру: «не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».

Что же оказалось определяющим в выборе религии для русского человека? В первую очередь, красота (ну как тут не вспомнить ставшую расхожей цитату из Ф.М. Достоевского о том, что красота спасет мир). Причем красота не просто внешняя, а возвышенная, духовная, неизъяснимая словами. В православии служба воздействует на все органы – зрения, слуха, осязания. Это своеобразное театральное действо, уводящее «зрителя» в другой, прекрасный, высокий мир, хотя бы на время службы.
Еще один фактор – чудо. Православие давало ощущение чуда, сказочности, связи с другим, нездешним миром.
Важным было и чувство преемственности, если можно так сказать, одобрение предков. Один из доводов, которые привели бояре Владимиру, был: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Легенда раскрывает и некоторые другие особенности русского мира, проявившиеся уже в те времена. Важно было показать возможность выбора, подчеркнуть взвешенность, разумность и добровольность принятого решения. Пусть даже между строк и читается его некоторая предрешенность и формальность. Все-таки не слепо кинулись, куда попало, а как серьезные солидные люди – обсудили, посмотрели, снова обсудили, наконец, решили.

Автор же Повести временных лет подчеркивает, что хотя и не без скорбного чувства по отношению к старым святыням, но народ спокойно и единодушно поддержал князя и его бояр. И это тоже раскрывает характерную особенность русского мира: важные решения принимает верховная власть,  посовещавшись, все обсудив, но единолично. Народ же оказывает доверие и поддержку этой власти, даже если его чувства и противятся этому.

- Сейчас размываются какие-то такие нормы или правила. Идет процесс глобализации мира и к нам проникают какие-то влияния из вне. И, по большому счету, наша страна становится открытой для всех этих влияний. И роль православия может утрачиваться здесь, именно влияниями какими-то, но каждое влияние несет, как мне кажется, какую-то мировоззренческую или связанную с верой  установку. Православных в мире не так много и они сконцентрированы, в основном, в восточной Европе. И это определенный менталитет, который отличается от западноевропейского менталитета, который формируется больше какими-то другими чертами. А мы принимаем именно западную культуру, а не восточную сейчас, поэтому это может как-то размываться и нормы, принятые на западе, могут приходить к нам. А то, что они разные в православии и на западе, это уже в средневековой истории мы видим и дальше на протяжении всей истории.

Orthodoxy in Russia: Historical and Cultural Aspects

- It is Orthodoxy that forms the Russian character. Prior to the Orthodox religion, there were Slavs, and Russians appeared as part of Orthodoxy.  Even the Soviet period of persecution is connected with spirituality, because the ethical aspect of the Soviet people’s life was still based on commandments borrowed from Orthodoxy.  The latter is deeply enrooted in all Russians – one can even say it is in their genes.

Orthodoxy has been the dominant religion on the Russian soil for more than a thousand years.  Most of the time it has also been the official religion of the country.  Of course, in a multi-national state such as Russia, inhabited by various peoples since time immemorial, one would expect all major religions to be represented.  Not only their peaceful co-existence is important, but also the fact that they cross-fertilized and influenced one another. However, it is Orthodoxy that is of key significance to understand the development of the Russian state.

- In terms of history, Orthodoxy has been in this land for 1,000 years. For 1,000 years it has been molding the Russian character on the basis of the Gospel, because Russia took Christianity from the Byzantine Empire. In 988 A.D., Kievans were baptized, and since that time, the Orthodox Church has been the core around which Russian national identity, including the Russian soul, has formed.  Speaking of the formal aspect, latest laws of the Russian Empire were in fact Orthodox canonic rules, that is, ethical aspects set by the Gospel and reflected in canonic rules written by reverent fathers.  They were transferred to legislation of the Russian Empire. Throughout this period, Christianity was of primary significance for shaping of the Russian national character and Russian soul.  Even in the Soviet period, even the Soviet law and the founders of the Soviet state did not eliminate, knowingly or not, the ethical principles that had been laid as Christian, although those were no longer called so.

«The Greek Orthodox Church, unlike all others, gives us our special national character. The influence of the clergy in Russia is as beneficial as it is harmful in Roman Catholic countries”, wrote A.S.Pushkin. One can definitely speak of a few areas where the influence is most noticeable: formation and dissemination of culture (for centuries the church had occupied the leading position in the field).  It also exerted a sort of ethical control locally, a particularly important function in such a huge country.  It supported the authority of the state, thus ensuring order. Thanks to faith and its earthly representation in the face of the church one always felt protection and support, whether in the Siberian taiga or in slums of Saint Petersburg, in a miserable hovel and in a sumptuous manor, on the battlefield or on the frozen road.

There is a beautiful legend preserved in the Russian Chronicles about baptism of Russia. The religion seems to have been chosen for various reasons, including economic, political and international.  However, the author of the Chronicles, a monk and a believer, writes that the then Russian ruler Prince Vladimir was choosing a faith for Russia based on certain very important principles. Representatives of various religions reportedly came to talk him into accepting their faith.

To resolve the issue in a democratic way, Vladimir asked boyars, who chose to go and look prior to decision-making.  So they traveled to different countries and then got together again to report what they had seen.  In Islamic states, Muslim ceremonies were cheerless and lacked kindness.  The Catholic Church was not spectacular enough.  What impressed them most was the Greek service.  Here is what they said to Vladimir, “We didn’t know if we were on the earth on in heaven, for there can’t be such sight and beauty on the earth, and we fail to put it into words, we only know that God bides with people there and their service is better than in all other countries”.

So what turned out to be crucial in the choice of religion for the Russian man?  It is beauty, in the first turn (here one cannot help thinking of a quotation from F.M. Dostoyevsky, that has become a conventional wisdom: beauty will save the world).  It is not just outer beauty; it must be sublime, spiritual and unspeakable. The Orthodox service affects all sensory organs, including vision, hearing and touch.  It is like a theatrical performance for a “spectator” to get away, at least for the time of the service, to another world, perfect and elevated. 
Another factor is miracle.  Orthodoxy gave the sense of miracle, fabulousness and connection with another world, with heaven.
The feeling of succession, of forefathers’ approval, as it were, also played a part.  One of boyars’ arguments was, “If the Greek law had been bad, your grandmother Olga would not have adopted it, and she was the wisest of all people”.

The legend reveals some other specific features of the Russian world that manifested themselves already in those times. It was important to demonstrate that there was choice and that decision-making was deliberate, reasonable and free. Although one might read between lines that it was somewhat foregone and formal. However, the boyars did not jump at the first option; like serious and respectable people, they discussed, went to see, then discussed once more and finally pronounced their judgment.

The author of the Prime Chronicle points out that although people felt sad parting with their old holy relics, they were unanimous and calm in their support of Prince Vladimir and boyars.  This reveals another characteristic feature of the Russian world: all decision-making is the responsibility of the supreme power to be performed single-handedly, although after a discussion.  And people will trust and support it, though opposing it inwardly.

Some rules and norms are being challenged now. Globalization is under way, affecting us. And generally speaking, this country becomes open to this impact. Orthodoxy may lose its power under this influence.  Any influence is connected, I think, with worldview or religion. There are not so many orthodox believers in the world; they are mainly concentrated in Eastern Europe.  They have their own mentality that is different from that of Western Europe.  The latter possesses different features. And we tend to adopt western culture rather than eastern, that is why our mentality may get blurred and we may assimilate western principles. The fact that Orthodox and western rules are not the same – it has been manifested since the Middle Ages and further on, throughout all history.

СКАЧАТЬ

Если вы хотите скачать фильм в хорошем качестве пожалуйста заплатите сколько сможете.

Укажите email для отправки файла:

Оплата через Webmoney

Или приобрести его другим способом

<<< Вернуться